Преимущества
Рассмотрим основные черты двигателя M102 (в сравнении с M30): Под индексом M30B32LAE выпускались две версии двигателя, которые имели объем 3.2 л и 3.4 L соответственно. Из-за разного объёма, увеличивался ход поршня и диаметр цилиндра. В нашем случае, для силового агрегата объёмом 3.2 литра характерные 89 и 86 мм, а для версия объёмом 3.4 -92 и 86 мм.
Что касается поршней двигателя M102, то большую часть технологий мотористы Бавария Моторс использовали с североамериканской версии двигателя М30. Эта версия двигателя была знаменитой из-за низкой степени сжатия, по сравнению с остальными версиями. В то же время, шатуны, поршневые пальцы абсолютно одинаковы с установленными на М30.
Ещё одно главное отличие в том, что на версии двигателя М30 места установки датчиков детонации температуры были обозначенными, но автолюбителям либо мастерам на станции технического обслуживания автомобиля нужно было самим сверлить эти отверстия. В то время, как на версии M102, место было подготовлено для установки этих датчиков. Что касается впускного коллектора, то он закреплен с помощью нержавеющих шпилек, которые имеют диаметр 10 мм. Точно такое же крепление можно увидеть на версии двигателя М30.
Силовой агрегат M30B302LAE имеет камеру сгорания рабочим объемом 60 сантиметров кубических. В то время, как М30 оснащен меньшей камерой сгорания и соответственно меньшим объемом в 60 кубических сантиметров. Что касается нововведений, которые отличают М30 от M102 - это впускные клапаны, на которые был нанесен натриевый наполнитель. Это покрытие существенно улучшает охлаждения все системы. Датчик положения дроссельной заслонки у M102 отличается от датчика M30.
Что касается производительности, то двигатель 102 серии существенно выигрывает в производительности у своего меньшего брата, так как оснащен турбиной K27, которая имеет воздушную систему охлаждения. Вся система способна поддерживать рабочую температуру благодаря патрубку, который прикрепляется к кузову. В итоге, турбонаддув охлаждается встречным потоком воздуха. В то же время, на ходу, система охлаждается с помощью электрического вентилятора, который встроен в радиатор. Ещё одна особенность слова агрегата с индексом m102, это выпускной коллектор, которыми гордились мотористы в компании Бавария Моторс. Главная особенность была о том, что он изготовлен из чугуна и, вместо цельного изготовления одной части, мотористы приняли решение о создании его из двух частей, которые соединяются муфтой из нержавеющей стали.
Эта отличительная черта главного героя нашего обзора. Ещё одной особенностью выступает редукционный клапан, который с завода оснащается дополнительным программным обеспечением, которое отвечает за управление наддувом. На этом стоит заострить внимание, так как мотористы разработали довольно уникальную систему. Давление, которое нагнетается в нижней камере редукционного коллектора, подается с помощью электромагнитного воздушного клапана. Соответствующий сигнал подаётся блоком слежения за детонацией. Что существенно увеличивает производительность и полезный ресурс турбины.
Теперь разберем конкретно о системах питания силовых агрегатов. На двигателе, который имеет рабочий объем 3.2 л, установлена система питания l-Jetronic и перепускной клапан. Но позже, когда в широкое производство пошёл двигатель объёмом 2.4 л, с модифицированной системой питания Motronic, мотористы компании Бавария Моторс отказались от перепускного клапана. L-jetronic также требует особого внимания. Именно для двигателей, которые обладают малым объемом, это является своего рода уникальной системой, которая отвечает за многоточечный и прерывистый впрыск топлива. Отличительная черта этой системы заключается в экономичности и значительном снижении процента выброса Со2 в выхлопных газах.
Следует отметить ещё одну интересную особенность двигателей серии М102. На каждом силовом агрегате установлен датчик положения над уровнем моря. Благодаря этой детали, двигатель способен развить мощность, заявленную заводом-изготовителем абсолютно на любой высоте над уровнем моря. Это скорее дань моде и степень профессионализма мотористов Баварии Моторс, чем реальная потребность в этом датчике. Но в любом случае, он показывает внимание инженеров Бавария Моторс, но приносит невероятное количество бед автолюбителям.
Недостатки
Первое и самое распространённое - это трещина, которая возникает в коллекторе. Появляется она из-за постоянных высоких рабочих температур двигателя. Еще одна неприятность на техническом уровне заключается в повреждении механического редукционного клапана. В результате, он склонен к преждевременному открытию. Решение довольно простое, и заключается в установке жесткой пружины на редукционный клапан. Это кустарное решение было разработано отечественными мастерами на станциях технического обслуживания автомобиля, и решает проблему малой кровью. Но свыкнуться придётся с ухудшением работы клапана, который управляет наддувом.
Несмотря на все стереотипы, механическая коробка передач, которая устанавливалась в паре с двигателем М30 Е32 LАЕ, несмотря на то, что в большинстве своём BMW 745i были оснащены автоматом, имеет уязвимую деталь. Это гидротрансформатор.
Выходит он из строя при частом раскручивании силового агрегата на нейтральной передаче. Стоит обратить внимание также на воздействие грязи, пыли и прочих загрязнителей, которые встречаются на российских дорогах, которые также не лучшим образом влияют на технические параметры силового агрегата.
Несмотря на все претензии, система питания Мотроник показала себя с лучшей стороны, но она серьезно нагромождена с технической части и не лишена уязвимостей. Первая проблема — это частые сбои, которые возникают в цепи зажигания. Самая частая причина - это недостаточная посадка и фиксация проводов.
Ещё один звоночек, который говорит о неисправности системы питания заключается в прыгающих оборотах на холостом ходу. Первое, на что необходимо обратить внимание — это закрепление дроссельной заслонки. Со временем крепления приходят в негодность. Также изнашивается контактная дорожка, которая отвечает за расходомер воздуха. Это неисправность способна привести к позднему зажиганию и детонации, из-за переобогащения зажигательной смеси. Необходимо обратить на свое внимание на эту неисправность, так как от расходомера зависит расход топлива и правильное соотношение воздушной смеси к горючему.
Ниже, мы коротким дайджестом укажем на второстепенные неисправности, которые часто встречаются в линейке двигателей M102/ М103. Силовой агрегат может коптить, самые распространённые причины, которые вызывают эту неполадку заключаются в повышенном уровне масла в картере или нарушения герметичности на впускных и выпускных клапанах.
Неправильное соотношение горючей смеси к воздуху, за которое отвечает система Мотроник. Отсутствие герметичности при работы топливных форсунок.
Силовой агрегат BMW m102 устанавливался на следующие модели автомобилей BMW E23 745i 1980 – 1982 BMW 745i (кузов E23).